В день памяти жертв политических репрессий в городе Чкаловске на стене храма святой Анастасии Узорешительницы была открыта мемориальная доска с именами священников и церковных служителей Чкаловска и близ лежащих сёл от безбожной власти умученных.
День памяти – не дежурная дата. Это о людях – с их любовью и болью, радостями и скорбями. Рассказывает Виктор Петрович Лохов, 87 лет, сын дьякона Сицкой церкви:
– Я был младшим в семье, шестым ребёнком, поэтому, кажется, отец любил меня больше всех. Как сейчас помню, сижу у отца на коленях, он держит в одной руке блюдечко с чаем, в другой – ложку с мёдом и поит меня. 13 ноября 1937 года отца арестовали, 15 декабря вынесли приговор и двадцать второго расстреляли. Тогда мать сказала нам детям: “Будем жить плохо. Но верьте, не лгите и не воруйте. Бог поможет”. Так я и старался жить всю свою жизнь.
И ещё. 6 ноября совершается память священномученика Лаврентия (Князева), епископа Балахнинского (Со второй половины XVIII века Василёво (будущий Чкаловск) входило в состав Балахнинского уезда). После того как летом 1918 года Владыка поставил свою подпись под протестом верующих против изъятия церковных ценностей, его арестовали. В октябре чекисты предложили епископу отказаться от сана в обмен на свободу. Услышав отказ, мученику объявили расстрел. 24 октября (6 ноября) 1918 года Владыку вывели в сад, где уже была вырыта могила. Он стоял напротив палачей и молился с воздетыми рукам. Русские солдаты расстреливать его отказались, и он был расстрелян латышами. Тела Владыки и священника Алексия Порфирьева, расстрелянного вместе с ним, отвезли на Молчальный остров и выбросили в Волгу.
Отслужив панихиду, протоиерей Геннадий Алёхин подчеркнул: “Подвиг тех людей был не напрасным. Он стал залогом возрождения веры нашего народа и восстановления храмов. А значит – Русь Святая жива. И так должно быть во веки веков”.
Владимир Китаичев.