В русской избе главное – это печь (без неё вообще нет конструкции) и красный угол (место сообщения с Богом), а в граде, в древности, – крепость и соборная церковь. В последние пол тысячелетия надобность в фортификационных укреплениях постепенно отпала, а вот в храме, скорее, возросла. Люди рождаются, умирают, их посещают скорби и болезни; бывает, что Господь коснётся сердца – и возгорится оно, и потечёт к Отцу Небесному… Когда-то в Василёве было на девять сотен жителей пять храмов (не считая старообрядческой церкви), а ныне – на 12,5 тысяч – один! В 1998-ом районные власти передали православному приходу здание бывшего общепита. Постепенно всё устраивалось. По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая церковь освятили иерейским чином, шла литургическая жизнь. В храме зазвучали детские голоса. Стараниями благотворителей в 2018 году была обустроена новая алтарная и центральная части храма: помещение увеличилось вдвое. Все ожидали архиерейского освящения – и вот оно, 4 июля 2019 года.
***
Согласно церковного Устава, храм может быть местом совершения Божественной литургии только после его освящения. Освящение храма носит название «обновления», потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, то есть совершенно иным, новым. По правилам Православной Церкви освящение храма должен совершать архиерей (4-ое правило IV Вселенского Собора). Если же не сам архиерей освящает, то он посылает в новосозданный храм освященный антиминс («вместопрестолие»), где после установления и освящения престола возлагается на него антиминс. Последний случай называется иерейским освящением храма. Освящение храма, совершаемое архиереем, есть самое торжественное.
Чин освящения храма заключает в себе:устройство престола (святой трапезы);омовение и помазание его;облачение престола и жертвенника;освящение стен храма;перенесение и положение под престолом и в антиминс мощей…
Прежде всего архиерей окропляет святой водою столпы престола и крестообразнополивает углы его кипящим воскомастихом (состав из воска, мастики, толченого мрамора, росного ладана, алоэ и других благовонных веществ), а священники дуновением уст охлаждают воскомастих. Воскомастих, служа вместе с гвоздями средством для прикрепления доски престола, в то же время знаменует те ароматы, которыми помазано было тело Спасителя, снятое со Креста.После архиерей окропляет святой водою верхнюю доску престола, и она полагается на престольных столпах. Затем архиерей окропляет четыре гвоздя и, вложив их в углы престола, с помощью священнослужителей утверждает доску на престольных столпах камнями.После отверзаются царские врата, и архиерей, преклонив колена вместе с верующими, читает пространную молитву, в которой, подобно Соломону, просит Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник сей, чтобы бескровные Жертвы, возносимые на нем, были приняты в небесный жертвенник и низвели бы оттуда на нас благодать.
После утверждения престол омывается двукратно: в первый раз теплою водою с мылом, а во второй раз — розовою водою, смешанною с красным вином. После архиерей помазует святую трапезу Миром. Сперва он изображает три креста на поверхности трапезы: один посередине, а другие два — по обе стороны ее, предозначая те места, где во время литургии должны стоять Святое Евангелие, дискос и чаша; потом изображает по три креста на каждой стороне столпов престола и на ребрах; наконец, на антиминсе изображает три креста.
После помазания престол облачается в одежды, окропленные святою водою. Так как престол знаменует гроб Христов и Престол Царя Небесного, то на него и возлагается две одежды: нижняя — «срачица» и верхняя — «индития». Надев на престол нижнюю одежду, священнослужители троекратно опоясуют престол веревкой так, что на каждой стороне образуется крест. После освящается верхняя одежда престола, и ею облачается престол. Затем на престол возлагают после окропления святой водою илитон, антиминс, Евангелие, крест и все это покрывают пеленою…После освящения престола освящается и весь храм каждением, кроплением святой водою и миропомазанием стен.
Из освящаемого храма выходит торжественный крестный ход со святыми мощами. Когда крестный ход подходит к западным вратам храма, они затворяются, а архиерей со священниками остается снаружи;архиерей ставит дискос с мощами на уготованном столе и, сняв митру, читает молитву, в которой просит Господа утвердить освящаемый храм непоколебимо до скончания века для принесения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице. После, взяв дискос со святыми мощами на свою главу, знаменует ими врата храма крестообразно. Храм отверзается, архиерей со священнослужителями входит в алтарь и полагает дискос со святыми мощами на престоле. Архиерей помазывает их святым Миром, полагает их в ковчежец с воскомастихом, как бы при погребении. Этот ковчежец поставляется под престол в среднем столпе его как в основании престола…
В новоосвященном храме литургия должна совершаться семь дней подряд ради даров Святого Духа, всегда пребывающего в храме (святой Симеон Солунский).
***
Поздравить православных чкаловцев пришли Глава местного самоуправления Филипп Фарбер, заместитель Главы Администрации городского округа Любовь Владимирова, начальники управлений образования (Алексей Кутейников) и культуры (Алевтина Рыжова). Благотворителей, чьими трудами происходит возрождение храма – Михаила Сивохина (Чкаловский электромеханический завод), Николая Карасёва (ФОРЭНЕРГО), Андрея Маклакова (фонд «Возрождение родной земли») – ожидали высокие епархиальные награды: медаль преподобного Варнавы Гефсиманского. В завершение праздника выступили дети Воскресной школы при церкви святой Анастасии Узорешительницы города Чкаловск и чкаловский отряд «Православные витязи» (руководитель протоиерей Геннадий Алёхин).