Раннее октябрьское утро. Темно. Моросит дождь. По одному, по двое, перешагивая через лужи, спешат к комфортабельному автобусу чкаловские педагоги. Сегодня туристическая тропа пересекается с паломнической дорогой: путь лежит в Ростов Великий и село Годеново.
Когда-то в старину такое странствие заняло бы несколько дней, а теперь – пять часов, и вот он древний Ростов, город, упоминаемый ещё IX веке. Центральная площадь перегорожена: идёт её капитальная реконструкция. По периметру ограждения, по дороге через старинный заболоченный ров попадаем в Кремль (так в обиходе именуется архиерейский дом – резиденция ростовских митрополитов, возведённая во 2-ой половине XVII столетия). В главном храме Кремля – Успенском соборе – всё в лесах. Пыль, полумрак и тишина. Лишь потрескивают свечи, возжённые перед образами. Здесь, в этой церкви, почивают мощами святитель Леонтий, просветитель Ростовской земли, убитый язычниками в 70-х годах XI века, и князь Василько Константинович, замученный татарами по приказу Батыя в марте 1238 года. К святому князю, увы, не попасть: закрыто, ремонт. Выходим на улицу. Нам показывают яблоневый сад и пруд, в котором плавают разноцветные утки. Как прекрасно подёрнутое туманной дымкой озеро Неро! Ему всего-навсего полмиллиона лет! Нельзя не высказать и слова боли. Ещё тридцать лет назад русская общественность била тревогу: разрушается уникальный ростовский Кремль! К сожалению, за три десятилетия ситуация принципиально не изменилась: жемчужина России по-прежнему в состоянии, близком к аварийному.
Садимся в автобус и едем в Свято – Дмитриев монастырь: поклониться мощам митрополита Димитрия Ростовского, Жития святых которого (в двенадцати томах) известны всякому православному русскому человеку.
Ростовчане удивительные люди! Почти из ничего создали потрясающе интересный Музей ростовского быта. Всего четыре небольших зала, в меру наполненных экспонатами (из них три четверти –муляжи и исторические реконструкции), а как много нового узнали гости из Чкаловска! И о давно обрусевшем финно-угорском народе меря, и о славянах, пришедших в ростовскую землю в VIII столетии, о «чайной пуговке» и ростовском прянике, не выпекаемом с 1918 года, о происхождении слова «халява» (изначально, «холява») и ещё много о чём другом.
После обеда наш путь лежит на границу Ярославской и Ивановской областей: в Годеново, к чудотворному Кресту Господню. Годеново именуют селом, но никаких жилых строений там нет. Кончается перелесок, и на холме открывается белая церковь под серебристыми куполами. Возле храма установлены два красивейших памятника: святым Царственным мученикам и преподобному Серафиму Саровскому, молящемуся на камне. Само чудотворное Распятие находится внутри церкви.
История Креста такова: в 1423 году он явился сверхъестественным образом на болоте в десяти километрах от Годеново. Храм, в котором стояло Распятие, дважды горел: в конце XV-го и XVIII века. Однако Крест не пострадал. После революции Распятие перенесли в церковь Иоанна Златоуста в Годеново – в глушь ярославского края. В конце 1920-х годов богоборцы решили уничтожить Животворящий Крест. Они пробовали вынести его из храма и сжечь. Но поднять Распятие не смогли, хотя две взрослые женщины в состоянии легко это сделать. Безбожники попытались распилить Крест, но зубья пилы сломались, словно тот был вырезан не из дерева, а из камня. Один несчастный схватил топор и ударил Спасителя по стопе – небольшой кусочек мизинца упал на пол. Прошли годы, и тот безумец, что «победил» Распятого, умер от заражения крови, поразившего его в мизинец на ноге. Годеновский Крест чудотворит и по сей день. Главное из чудес – это возрождение веры: в дни празднования Животворящему Кресту святыню посещает до 10 тысяч человек.
Припав к теплым стопам Христа Спасителя, чкаловские педагоги отстояли вечернее богослужение. Пора было обратно, но никто долго не решался произнести финальной фразы: «Поехали». Дороги, как пути к Богу: все похожи и каждая – особенная. По какой из них в наши омертвевшие души войдёт Христос? Может, по годеновской?
Китаичев Владимир