На вопрос отвечает настоятель собора Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Владимир Гофман.
Все мы нуждаемся в молитве, как деревья в воде.
Свт.Иоанн Златоуст
Как-то раз в прямом эфире на радио «Образ» мне задали вопрос: зачем человек молится Богу? Как мог, я на него ответил устно, но подумалось, что, если такой вопрос задают, значит, не все знают ответ на него и стоит об этом поговорить и на страницах газеты. Действительно, ЗАЧЕМ МЫ МОЛИМСЯ Богу, если Он самодостаточен и Ему, в общем-то, не нужны наши молитвы.
Религиозное чувство человеку присуще изначально, потому что, по словам религиозного мыслителя Тертуллиана (3 век), сама «душа по природе христианка». Свое религиозное чувство человек во все времена выражал словами или действиями. Еще Плутарх писал: «Обойди все страны, ты можешь найти города без стен, без письменности, без правителей, без дворцов, без богатств, но никто не видел еще города, лишенного храмов и богов, в котором не воссылались бы молитвы, где не клялись бы именем Божества».
Молитва, по определению святителя Филарета (Дроздова), есть возношение ума и сердца к Богу. Другими словами, обращение человека к Создателю, разговор с Ним. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Молитва есть величайший, бесценный дар Творца твари, человеку, который через нее может беседовать с Творцом своим, как чадо с Отцем, изливать пред ним чувства удивления, славословия и благодарения».
Всегда ли эти чувства испытываем мы при молитве? Не чаще ли происходит так, что мы просим о том, что нам представляется главным в настоящий момент, хотя это и не всегда главное в глазах Бога? Отцы Церкви говорили, что сила молитвы не в том, что мы просим у Бога чего-то для себя или своих близких (Он Сам знает, и причем, намного лучше нас, что нам сейчас необходимо), сила же молитвы в том, что через нее происходит единение человека с Богом. Зачем это нужно? Затем, что человек по замыслу Творца предназначен для восхождения к Нему и в результате обожения (teosis). Блаженный Августин замечал, что наше сердце беспокойно, пока не успокоится в Боге, потому что стремление к Богу лежит в основе человеческой души.
Как обращение к Богу, молитвы разделяются на просительные, благодарственные и славословия. В собственном смысле молитвы, конечно же, первые, просительные, хотя мы и призваны не только просить Бога, но и благодарить Его, о чем человек, к сожалению, часто забывает.
Как правильно молиться? О чем просить Бога? Почему он одни наши прошения исполняет, а другие отвергает?
Апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 16. 17). Что это значит – непрестанно молитесь? Может быть, нужно постоянно шептать молитвы? Нет, это не так. Сам Христос заповедал: «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш (небесный), в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукаваго. Ибо Твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф. 6.5—13).
Значит, вот, что главное в молитве: искренность, немногословие, соотнесение своей воли с божественной волей, надежда, что все, что бы Он ни сделал, сделано для нашей пользы. Поэтому всякие наши просьбы должны заканчиваться словами: «Пусть все будет по воле Твоей». О чем бы мы ни просили Господа, будем помнить Его заповедь: «Ищите прежде царства Божия и правды Его» (Мф.6.33).
А как же слова апостола Павла – «непрестанно молитесь»? Апостол говорит нам о непрестанном присутствии в наших мыслях Бога. Чтобы мы соотносили с Ним свои поступки и мысли. Перед всяким ли делом мы можем сказать: «Господи, помоги!»? Едва ли. Постоянная память о Боге дает нам возможность настроиться на такую волну. Святитель Василий Великий пишет: «Молитва есть прошение благ, воссылаемое благочестивыми к Богу. Прошение же, без сомнения, не ограничиваем словами; ибо думаем, что Бог не имеет нужды в словесном напоминании, но знает полезное, когда мы и не просим. Поэтому, что же говорим мы? То, что надобно не в словах заключать молитву, а, напротив того, поставлять более силу молитвы в душевном произволении и в добродетельных делах, непрерывно продолжаемых чрез целую жизнь…Молящемуся не должно говорить лишнего, прося у Господа чего-либо тленного и недостойного».
Всегда ли Бог слышит нас? Без сомнения – всегда. Вот только нам кажется, что порой наши слова не доходят до небес. В таком случае, следует подумать, а все ли правильно я делаю – так ли молюсь, о том ли прошу? Апостол Павел писал в послании к Тимофею: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков…Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистыя руки без гнева и сомнения»(1 Тим. 2.1, 8).
То есть, в молитве мы должны иметь крепкую веру и чистые руки и сердце. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого» (Мк. 11, 25). Имея чистые руки и сердце, мы рассматриваем то, что намерены просить, зная, что, если просим полезного для спасения души, Бог примет такое прошение, если же вредного – отвергает. Мы можем просить всего, но Бог исполняет только то, что полезно. Он может дать нам всё, но не дает того, что пагубно. Бог слышит нас и исполняет наши желания, если мы достойны получить просимое. Не слышит – когда просим бесполезное, когда, молясь, не оставляем грехов, когда просим отмщения врагам.
Все это касается внутренней стороны молитвы. Но есть и другая сторона – внешняя. Нельзя не сказать и о ней.
Известно, что все христианские храмы устроены таким образом, что человек, войдя внутрь и глядя на алтарь, обращается лицом к востоку. Так же и при домашней молитве мы смотрим на восток, поэтому и иконы в доме устанавливаются так, что мы, молясь перед ними, стоим лицом к востоку. Еще Тертуллиан писал, что в его время язычники, видевшие поклонение христиан на восток, подозревали их в почитании восходящего солнца. В этом подозрении одно правильно – солнцем для христиан был и есть Христос, а восток или место восходящего солнца, – образ Христа, в противоположность западу, как образу темного царства сатаны. С востока нам воссиял свет Христов, который просвещает всех. Мы обращаемся лицом к востоку и тем самым выражаем свой союз со Спасителем и Его царством.
Стоя на молитве, мужчина обнажает голову, а женщина покрывает. Это, как и обращение на восток, тоже апостольское установление. В 1-м послании к коринфянам апостол Павел писал, что мужчина молится с непокрытой головой в знак своего благоговения перед Богом и в знак своей зависимости от Него. Женщина же в знак скромности и целомудрия, а также своей зависимости от мужа покрывает голову.
Молиться мы можем всегда и везде. Многие святые отцы советовали вставать на молитву ночью. Вот, что пишет свт. Иоанн Златоуст: «Не для того дана ночь, чтобы мы всю ее спали и бездействовали….Встань и ты, посмотри на ход звезд, на глубокую тишину, на великое безмолвие, – и удивляйся делам Господа твоего…Преклони же колена, воздохни и моли Господа твоего быть милостивым к тебе…».
Чаще всего мы молимся, конечно, дома. Но кроме домашней, частной, молитвы, есть еще и церковная. В храмах Божиих совершается общественная молитва, когда мы «едиными устами и единым сердцем» молим Бога за страну, за людей ее, просим исполнить наши желания – здравия живым, вечного покоя усопшим. Эта молитва имеет особый характер. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них»(Мф.18.20). Такая молитва, действительно, как вода деревьям нужна христианину и обязательна для него, ей он, следуя заповеди, посвящает воскресенье, праздничные дни, в другое время молится дома.
Святые отцы – Иоанн Златоуст, Василий Великий, Ефрем Сирин, Иоанн Кронштадтский и многие другие – оставили нам замечательные образцы молитвы. Молясь словами, изреченными когда-то из глубины сердца этими святыми людьми, мы учимся правильной христианской молитве – что же и как просить у Бога. Одним из таких образцов является молитва последних Оптинских старцев, которая сейчас очень популярна среди верующих людей.
Протоиерей Владимир Гофман,
настоятельКрестовоздвиженской церкви в Катунках