Протоиерей Иоанн Павлович Никольский родился 30 апреля 1874 года в Нижнем Новгороде в семье дьякона, впоследствии ставшего священником и служившего в селе Толоконцево Борского района. После окончания Нижегородской семинарии и вступления в брак получил благословение возглавить приход в селе Сицкое. Его супругой стала дочь дьякона из Крестовоздвиженского женского монастыря Василия Дмитриевича Полетаева — Елизавета (1875 г. р.). Обвенчались они 24 сентября 1895 года в нижегородской Покровской церкви. А 6 декабря 1895 года состоялось его рукоположение в сан священника.
Единственным храмом, где отец Иоанн прослужил всю свою жизнь, являлась Спасо-Преображенская церковь в селе Сицкое. На приходе он исполнял обязанности преподавателя Закона Божьего в сельской церковно-приходской школе, а также в земских начальных училищах в соседних деревнях Ступино и Сабукино.
Как замечательный проповедник отец Иоанн являлся членом миссионерского епархиального братства Святого Креста и проводил беседы с раскольниками всего Балахнинского уезда. До революции этот уважаемый пастырь неоднократно избирался депутатом на епархиальные съезды духовенства и на окружные благочиннические собрания.
В 1913 году, к 300-летию Дома Романовых, по инициативе отца Иоанна около храма в Сицком был поставлен памятник освободителю крестьянства от крепостного права государю-императору Александру II.
За свое беспорочное служение настоятель сицкого Спасо-Преображенского храма был отмечен церковными наградами: набедренником (1901 год), скуфьей (1906 год), камилавкой (1915 год).
Вместе с супругой Елизаветой Васильевной отец Иоанн вырастил четверых сыновей. К 1937 году у них осталось трое детей. Судьба старшего сына Сергея (1899 г. р.) не известна. Сын Николай Никольский (1902 г. р.) жил и работал в Москве; сын Александр (1904 г. р.) проживал в г. Горьком, где работал счетоводом; младший сын Борис (1914 г. р.) также проживал в Горьком, у родного дяди Александра Павловича Никольского и работал в «Электропроме» нормировщиком. В это время была еще жива родная мать отца Иоанна Надежда Ивановна Никольская 87 лет, проживавшая у своего сына Александра.
В связи с изменением административно-территориального деления Нижегородской губернии, в 1925 году отец Иоанн стал благочинным — сначала 2-го округа Городецкого уезда, а затем Василевского (Чкаловского) района. В 1930-е годы он был удостоен сана протоиерея и награжден митрой.
В годы советской власти этот ревностный и пользующийся большим авторитетом пастырь неоднократно подвергался арестам. Причина столь пристального внимания к нему со стороны карательных органов была связана с тем, что до революции отец Иоанн состоял членом монархической политической партии «Союз русского народа». В первый раз он был арестован после восстания местных крестьян, которое произошло в мае 1918 года и центром которого являлось село Василева Слобода (ныне г. Чкаловск). Сицкого священника, как и других участников этого бунта, Нижегородский революционный трибунал осудил к заключению в лагерь, но впоследствии, в 1919 году, батюшка был оправдан и освобожден.
Во второй раз отца Иоанна арестовали в 1920 году — за распространение антисоветской литературы, однако вскоре он был амнистирован и через два с половиной месяца освобожден из заключения. В третий раз он арестовывался в 1930 году Городецким отделом ОГПУ, сидел в КПЗ за контрреволюционную агитацию, но спустя два месяца из-под ареста был освобожден. В четвертый раз — в 1933 году, также за контрреволюционную агитацию, и вновь был освобожден спустя два месяца по причине недоказанности его вины.
Не было, по-видимому, среди прихожан Сицкой церкви тех, кто бы выступил лжесвидетелем против отца Иоанна. Под контрреволюционной агитацией подразумевались проповеди священника, произнесение которых было запрещено новой властью.
16 сентября 1937 года отца Иоанна снова арестовали, на этот раз по обвинению в контрреволюционной агитации в составе контрреволюционной организации, якобы возглавляемой митрополитом Горьковским Феофаном (Туляковым). Во время кратковременного следствия духовный пастырь своей вины категорически не признавал. Допрашивал его лично начальник Чкаловского отдела НКВД. Из протокола допроса отца Иоанна, происходившего 18 сентября 1937 года:
— Следствию известно, что Вы имели тесную связь с митрополитом Феофаном (Туляковым) и получали от него контрреволюционные задания служителям культа вашего благочиния. Расскажите, каким путем Феофан Туляков вовлек Вас в свою контрреволюционную организацию?
— Я с митрополитом Феофаном (Туляковым) имел связь по службе как благочинный и задания получал от него чисто церковного характера. И среди служителей культа вверенного мне благочиния распространял чисто церковные служебные распоряжения <…>. Ни в какой контрреволюционной организации, созданной митрополитом Феофаном (Туляковым), я не состоял и о существовании таковой не знаю.
— Вы лжете, следствию доподлинно известны Ваши контрреволюционные связи с Феофаном Туляковым. Следствие требует от Вас точных и правдивых показаний.
— Отвечаю так же, как и на предыдущий вопрос, то есть в контрреволюционной организации я не состоял.
Отец Иоанн оставался непреклонен в своих показаниях, и ему хватило духовных сил и мужества не признать ложных обвинений, выдвинутых против него и других священнослужителей. Из протокола повторного допроса отца Иоанна от 24 сентября 1937 года:
— Вы, Никольский, обвиняетесь в систематической агитации против проводимых мер партией и советским правительством. Признаете себя виновным?
— Нет, не признаю. Я никогда никакой агитации против мероприятий советской власти не вел.
— Вы лжете, следствию доподлинно известны все Ваши намерения провести следствие, но Вы достаточно уличены в антисоветской агитации и в распространении пораженческих слухов через священство вашего благочиния. Предлагаю давать правдивые показания.
— Я никаких пораженческих антисоветских слухов через священство и своих прихожан не распространял и виновным себя не признаю.
— Следствие доподлинно знает о Ваших антисоветских деяниях, и Вам следствие провести не удастся. Свидетельские показания ясно говорят о Вашей контрреволюционной деятельности. Следствие требует от Вас правдивых показаний о Вашей контрреволюционной деятельности.
— Опять повторяю, что я считаю, что я контрреволюцией не занимался за исключением служению Богу как пастырь и верующий, и от дальнейших показаний отказываюсь.
В обвинительном заключении начальник НКВД записал: «Никольский Иван Павлович <…> вместе с осужденными за контрреволюционную деятельность в августе и сентябре сего года <…> обвиняется в том, что систематически вел антисоветскую агитацию среди колхозников и единоличников окрестных деревень и внушал подведомственным ему попам также вести антисоветскую агитацию…».
Матушка отца Иоанна, Елизавета Васильевна Никольская, пытаясь узнать о судьбе арестованного мужа, в феврале 1938 года написала письма Народному комиссару Внутренних дел СССР Н.И. Ежову и самому товарищу Сталину с просьбой разобраться в обстоятельствах дела и сообщить о судьбе ее больного мужа. Приводим фрагмент ее письма И.В. Сталину (орфография подлинника):
«…Причина ареста мне не известна. Возраст ему 64 года. Кроме того он больной астмой и порок сердца. Какова его судьба и где он сейчас находится не знаю. Все мои попытки узнать, где он находится и что сейчас с ним не привели ни к чему. Ни справочное Бюро тюрьмы, ни прокурор тюрьмы, ни военный прокурор при уполномоченном НКВД по Горьковской области не дали мне ответа. При аресте он был взят в летней одежде. Зимнюю одежду и белье не принимают. Посылка с одеждой посланная почтой возвратилась обратно <…> Прошу Вас Иосиф Виссарионович разобрать дело по его обвинению и о результатах сообщить мне».
В ответ на это обращение (естественно, до адресатов письма убитой горем и безызвестностью пожилой женщины не дошли) сотрудники НКВД сообщили матушке в устной форме о том, что якобы 22 октября 1937 года ее муж был осужден и сослан в лагеря на десять лет без права переписки, и что в пересмотре его дела отказано. Фактически же отец Иоанн Никольский из села Сицкое будет расстрелян 4 ноября 1937 года вместе с другими священниками Чкаловского района и погребен в общей безвестной могиле.