«Пост служит нашему духовному отрезвлению, очищению, приобретению мира душевного»…

 14 августа наступает Успенский пост. Это древнее церковное установление, относящееся примерно к 1000-му году после Рождества Христова. Пост летом был компенсирующим для тех, кто не мог в полной мере поститься Великим постом, так как были разные обстоятельства – долгие путешествия, морские плавания. Летний пост был достаточно длинным. Для того, чтобы его сократить, из него убрали июль. С тех пор в церковной традиции утвердилось два летних поста – апостольский, в честь апостолов Петра и Павла, и пост в честь Матери Божией, в честь Ее блаженного Успения, отчего он и получил свое название. В древности еще этот пост называли «спасовки», но в историю он вошел под наименованием Успенского.

 Успенский пост короткий, всего две недели, с 14 по 27 августа, но по строгости он приближается к Великому посту. В продолжение его мы не вкушаем рыбу, кроме праздника Преображения Господня (19 августа). Можно есть овощи, а по субботам и воскресеньям – елей (масло).

 Успенским постом совершаются два праздника. Начало поста приходится на день Изнесения Честных Животворящих Древ Креста Господня. Во время эпидемий и болезней, которых было немало летом в условиях жаркого климата Византийской империи, Крест Господень из царской сокровищницы выносили на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. По дороге служились молебны. Крест вносили в главный храм Константинополя – Святую Софию, где он пребывал до праздника Успения Пресвятой Богородицы (28 августа). Все желающие могли поклониться святыне.

 В это же время была одержана победа князем Андреем Боголюбским над камскими булгарами, а императором Мануилом – над турками. При этом они виде­ли одинаковое осеяние своих войск светом, исходившим от Креста Господня и икон, бывших в войске. Поэтому в этот день мы чтим особенно Спасителя и Божию Матерь, которые даровали воинам победу над врагами. Праздник это еще называют медовым Спасом, потому что совершается освящение мёда нового урожая. Хозяйки пекут медовые коврижки и другие лакомства.

 Праздник Преображения Господня отмечается 19 августа. Мы вспоминаем Преображение Господа Иисуса Христа на Фаворской горе перед своими учениками незадолго до своих крестных страданий. Этот день называют в народе яблочным Спасом, потому что в этот день освящяют плоды фруктовых деревьев – винограда, груши, сливы, яблоки.

 Заканчивается пост праздником в честь Успения Матери Божией. Ее блаженная кончина была тихой, легкой, без мучений, без страданий, без болезней, о чем мы часто просим в своих молитвах: «кончины безболезненой, непостыдной и мирной». Она будто уснула, поэтому и праздник имеет такое название – Успение.  Ее душу взял сам Господь на свои руки и вознес на небо в окружении сонма ангелов. Такого видения удостоились апостолы. Этот праздник напоминает нам, что наше жительство – на небесах, и к нему надо готовится в течение всей нашей земной жизни, которая и дана нам для того, чтобы мы приблизились к Богу, чтобы Он был в нашем сердце. Как говорил преподобный Силуан Афонский: «Одно дело – верить в Бога, другое дело – знать Бога».

 Каждому человеку придется в свое время отходить в мир иной.  Постараемся познать Бога, почуствовать Его близость, чтобы и наша кончина была тихой и мирной.

 Пост служит нашему духовному отрезвлению, очищению, приобретению мира душевного. Постараемся чаще быть в храме, глубже молиться, читать священное Писание, чтобы из человека душевно-плотского стать человеком Божиим.

ВАРНАВА, епископ Выксунский и Павловский

Вконтакте
Одноклассники
Telegram
WhatsApp
Email
Распечатать