К ПАСХЕ Христовой в 2016 году храм древнего села ПУРЕХ обновился своими замечательными куполами. По благословению преосвященного владыки Варнавы и попечением Андрея Дружаева и его супруги Елены купола на нашем храме заменены полностью и радуют людей всей округи. Огромный золотистый купол Преображенского придела издали виден и смотрится многогранным алмазом.
Слава Господу Призревшего на этот чудный Храм, стоявший много десятилетий без внимания и властей и попечителей.
Дай Бог силы выполнить и задуманное и начатое.
Опустошение в советское время.
За годы Советской власти храм в честь Преображения Господня претерпел большие изменения. В т. ч. разрушения от действия и влияния погоды, а также усилиями рук человеческих, направленных не на созидание духовности и культурного наследия в России, но на попрание и забвение основ жизни Российского православного человека, его духовной жизни во Христе Господе нашем. Как и многие храмы России, храм села Пурех, основанный князем Дмитрием Михайловичем Пожарским, использовался во многих целях, но не как Дом Божий.
С 1935 года в нем не шли службы и не возносились молитвы Единому, Кто может услышать и созидать, но тщетно создавался капроновый цех и в нижнем пределе церкви складировалось добро рук человеческих. Первое к чему стремился диавол при помощи людей, – убрать из церкви Крест Господень. Отошла благодать с вывозом из церкви села Пурех в 1935 году одной из главных святынь Животворящего Креста Господня, который пребывал в этом храме более 300 лет и к которому приезжали за исцелением со всей России. После этого началось варварское разграбление всей церкви. Растаскивались иконы и утварь, резные части иконостаса и церковный материал. Стекло от икон и материал использовались в технических нуждах. Старые жители рассказывая дивились, как местные жители могли дойти до того, что топили печи резными колонками от иконостаса и даже иконами. Л. П. Моисеева, дочь одного из репрессированных священников протоиерея Павла поведала нам, что тот, кто посягнул на святыню и кощунственно отнеся к ней не дожил и до 40 лет. Воистину сказано: «Грешники не преполовят дней своих». Некоторые из икон попали в музей г. Горького и г. Москвы. Часть икон боголюбивые жители сохранили и вернули в церкви с. Пурех, г. Балахны и другие церкви. Главный колокол Преображенской церкви и всей округи весом 740 пудов (≈12 тонн) был сброшен с западной стороны с колокольни и разбит. Часы на колокольне, удивляющие людей своей мелодичностью, упали с нее после одного из пожаров. Все что можно было вывезти или уничтожить было вывезено или варварски уничтожено. Даже литые плиты пола нижней церкви были растасканы, как и кованые секции ограды. От нее к 1991 году осталось ¼ часть всей длины по периметру. Кладбище окружающее всю церковь разровняли с помощью техники, а кресты и памятники вывезли неизвестно куда.
Безбожные власти, наверное, чувствуя что у этого здания есть законный хозяин и что рано или поздно придется его освободить, не старались тратить средства на его ремонт. Снег, вода и ветер довершили, наверное, эту разрушительную работу, если бы в Министерстве культуре не вспомнили по промыслу Божьему, что храм села Пурех имеет огромную историческую и культурную ценность и может еще удивить людей своей древностью и былой красотой.
В 1988 году началась реставрация церкви.
Реставрировали колокольню и купола церкви. Полностью перекрыли весь храм. Церковь села Пурех ожидала незавидная участь неживого здания с расположенными в ней экспозициями музейных находок. Если бы опять не промысел Божий, вдохновивший верующих людей села написать правительству о ходатайстве, отдать это святое здание для его законного предназначения. С 1991 года опять зазвучало в церкви с. Пурех церковное пение и молитвы Единому Господу, могущему услышать и помочь нам во благо.
Новое дыхание храма.
Спасо-Преображенский собор в селе Перех имеет большое значение для духовной жизни пурешан, жителей Чкаловского района и всех верующих людей Нижегородской Епархии. Кроме того он является храмом – памятником Всероссийского значения.
Возрождение этого величественного собора было начато еще при митрополите Нижегородском и Арзамасском Николае (ныне покойном и нами присно поминаемом).
Первый документ о возвращении храма православным верующим датирован 1991 года.
Первая служба в храме совершена была на Пасху 1991 года. Это было как бы новое дыхание этого собора и всего Пуреха в целом.